Вредный старик

(Время чтения: 3 мин.)

Вредный старик

Рассказ "Вредный старик" Леонида Каминского – это короткая зарисовка из жизни маленького мальчика Пети и его отца. В выходной день они проводят время во дворе, где встречают забавного щенка. Основная тема рассказа – это обучение и развитие ребенка. Через диалог между Петей и его отцом автор показывает, как важно обсуждать разные темы и отвечать на вопросы детей, чтобы способствовать их развитию и обучению. В ходе диалога Петя узнает о синонимах – словах, которые звучат и пишутся по-разному, но имеют одно значение. Отец приводит примеры таких слов, и Петя также добавляет свои примеры. Этот рассказ показывает, что общение между детьми и взрослыми может быть интересным и полезным, а также учит детей понимать и использовать разные формы языка.

Было воскресенье. Петя и папа сидели на скамеечке во дворе. Мимо них пробежал забавный лопоухий щенок.

— Смешной пес, — сказал Петя,

Щенок, как будто услышав Петины слова, вернулся и стал весело вилять хвостом.

— Умная собака! — сказал папа.

— Папа, — заметил Петя, — вот интересно: я сказал «пес», а ты сказал «собака». А какое слово правильное?

— Оба слова правильные. Такие слова называются синонимы.

— Какие — такие?

— Синонимы — слова, которые звучат по-разному, а означают одно и то же. Например, ГРУСТЬ-ПЕЧАЛЬ, КОНЬ-ЛОШАДЬ.

— ДВОЙКА — ПАРА — добавил Петя.

— Правильно, — засмеялся папа, — только мне эти синонимы не очень нравятся.

— Мне тоже, — согласился Петя.

— А бывают еще слова, противоположные по смыслу. Они называются антонимы.

— Например? — спросил Петя.

— Например, ДЕНЬ — НОЧЬ, ПЛАКАТЬ — СМЕЯТЬСЯ, ТОЛСТЫЙ — ТОНКИЙ…

— КОШКА — СОБАКА, — опять добавил Петя,

— Причем тут кошка с собакой? — возразил папа.

— Ну, как же? Ведь они противоположные и дерутся друг с другом!

— Нет, этот пример неудачный. Вот вы с Мишей Мокиенко часто деретесь, но вы же не антонимы!

— Мы с Мишкой не деремся, мы только боремся.

— Знаешь что, — сказал папа, — давай с тобой поиграем в антонимы.

— Давай! А как?

— Вот послушай. Я сейчас буду сочинять маленький рассказ, а ты постарайся мои слова заменять на антонимы, то есть, говорить наоборот.

— Хорошо, давай попробуем. Начинай!

И папа стал сочинять:

— Жил-был маленький мальчуган Толик.

Петя подумал и сказал:

— Жил-был здоровый старикан Толик.

— Почему «здоровый»? — спросил папа. — Я же не сказал, что Толик был больной?

— Здоровый — в смысле громадный.

— Так и говори — громадный. И потом: «старикан» — грубоватое слово.

— Ладно, — согласился Петя, — пусть будет так: «Жил- был громадный старик Толик».

— Он был добрый и никогда не дергал маленьких девочек за косички.

— Он был злой и всегда дергал больших бабушек за косички.

— Он был очень аккуратный и мыл руки перед едой.

— Он был жутким неряхой и пачкал руки после еды.

— Сам гладил свои брюки.

— Сам мял чужие брюки.

— Любил животных и старался накормить бездомную собаку.

— Ненавидел животных и старался отобрать пищу у домашней собаки.

— Однажды Толик пошел в зоопарк.

— Однажды Толик вышел из зоопарка.

— Там он увидел много интересного.

— Там он не увидел ничего интересного.

— Огромных слонов и маленьких белых мышей.

— Крошечных слонов и огромных черных мышей.

— Ловких обезьян и медленных черепах.

— Неуклюжих обезьян и быстрых черепах.

— Толстых бегемотов и зубастых крокодилов.

— Тощих бегемотов и беззубых крокодилов.

— Вечером Толик пришел домой, разделся и заснул.

— Утром Толик вышел из дома, оделся и проснулся.

— Вот и все.

— Вот и ничего.

— Нет-нет, — засмеялся папа, — ты меня не понял: я закончил рассказ.

— Да-да, — засмеялся Петя, — ты меня понял: я начал рассказ.

Эта игра так никогда бы и не закончилась, если бы мама не вышла на балкон и не позвала Петю и папу обедать. Бабушка открыла дверь и сказала:

— Мойте руки!

А мама спросила:

— Не проголодались, мужчины?

— Проголодались, женщины, — ответил Петя.

18
+11
7

Похожие рассказы