Ложбинка

(Время чтения: 3 мин.)

Ложбинка

Рассказ Евгения Пермяка Ложбинка предназначен для младших школьников. Он учит ребят трудолюбию, коллективизму, взаимопомощи. Учит думать о других, приносить пользу людям. Однажды у входа в школу образовалась ложбинка. Кода шел дождь, она заполнялась водой и превращалась в грязную лужу. Все были недовольны, но никто не торопился засыпать ямку. Тогда молодая учительница обратилась к своим первоклассникам с предложением. Пусть мальчики ежедневно приносят с собой по одному камешку, а девочки – по кулечку с песком. За двадцать дней камней наберется столько, что с лихвой хватит засыпать лужу. Ребята обрадовались. Ложбинку засыпали даже раньше – всего за десять дней. Да еще и проложили аккуратную дорожку к воротам. Ребятишки были счастливы, а взрослые удивлялись и хвалили их.

Перед самым входом в новую школу была ложбинка. Не очень глубокая, но досадная. После дождя она превращалась в лужу, а лужа ─ в грязь.

И откуда только взялась эта злополучная ложбинка-низинка? Или ребята ее повытоптали. Или строители недосмотрели. Но откуда бы она ни была, а класть после каждого дождя дощечки и переходить по ним через лужу надоело. Все надеялись, что рано или поздно кто-то засыплет эту ложбинку. А ее не засыпали. Или руки не доходили, или надеялись один на другого и ходили по дощечкам. Но...

Но однажды... Однажды очень молоденькая учительница, которую раньше, когда она была вожатой, звали Верой, а теперь называют Верой Евгеньевной, сказала ученикам своего первого класса:

─ Вы знаете, что вы уже не просто дети, ученики первого класса, но и октябрята. И с вами можно вести серьезные разговоры и давать вам настоящие деловые поручения.

Класс притих. Все взоры были устремлены на милую, любимую учительницу. А она, как настоящий заговорщик, проверив, плотно ли закрыты двери класса, начала тихо и почти полушепотом:

─ Мальчики! Если каждый из вас ежедневно будет приносить по камешку, то сколько камешков вы принесете за двадцать дней? Вас двадцать два мальчика. Вы еще не можете помножить двадцать на двадцать два. Это сделаю я сама.

Она подошла к доске, взяла мел, перемножила цифры и объявила:

─ Получится четыреста сорок камней. А если каждый будет приносить по два камешка, то вы принесете почти тысячу. А по три? Это уже целая грудища, которой вполне хватит, чтобы засыпать грязную лужу перед входом в школу.

Мальчики ликовали. А девочки молча переглядывались. Вера Евгеньевна этого и ждала. Она сказала:

─ Девочек удивляет, что я поручение даю только мальчикам. Напрасно. Девочки склеят из старых газет небольшие кулечки и станут ежедневно приносить в них песок. Камешки не будут крепко держаться в ложбинке без песка. Песок закрепит их. Что вы на это скажете, друзья мои? ─ снова таинственно спросила учительница.

Все подняли руки.

─ Ответ ясен, ребята. Мне ответили ваши руки. Только... Никому ни слова, никакой похвальбы... Сделаем молча... Как бы между прочим...

Так и сделали. Однако на это не понадобилось двадцати дней. Хватило недели. И кажется, меньше. Вера Евгеньевна тоже приносила в старой кошелке обломки кирпича, щебенку, гальку и песок.

Засыпанную ложбинку разровняли, и получилась ровная, красивая прямоугольная площадка перед входом в школу.

Ребята были счастливы. Но этого учительнице показалось мало. Ей хотелось, чтобы они поняли, что это не просто засыпка лужи, а первая настоящая общественно полезная работа. Вере Евгеньевне также хотелось, чтобы ее ученики знали, какая великая сила ─ коллектив. И это поняли первоклассники. Поняли не только они, но и сама Вера Евгеньевна.

Вскоре от входа в школу, от засыпанной ложбинки, пролегла к воротам хорошая широкая утрамбованная дорожка.

Старшие ребята честно признались:

─ Не всегда октябрята учатся у пионеров, бывает и наоборот...

3
+3

Похожие рассказы