Узбекские народные сказки




Алдар Куса и воры

Категория Узбекские сказки

Алдар Куса и ворыОднажды Алдар Куса возвращался домой из далёкого путешествия.

— Когда Алдар Куса был уже близко от родного кишлака, одной пулей он застрелил четырёх зайцев и сварил себе похлёбку.

Плотно поужинав, он лёг на спину и стал смотреть на небо.

Вдруг послышался конский топот и человеческие голоса.

Алдар Куса притаился.

Семь воров остановились у подножия холма. Алдар Куса протянул ружьё и выстрелил. Все семеро воров упали ничком и так остались лежать.

Подошёл Алдар Куса, видит на всех конях тяжёлые вьюки.

Алдар Куса и дивы

Категория Узбекские сказки

Алдар Куса и дивыРассказывают, что в старые времена злые духи-дивы часто прилетали из пустыни в бухарские селения, поедали скот, похищали людей. Не стало у людей больше сил терпеть. Пошли они к Алдару Кусе и сказали ему:

— Эй, друг! Всем известна твоя храбрость. Освободи нас от ига дивов! Нет нам жизни от них.

— Хорошо, я накажу дивов, — с важностью ответил Алдар Куса и завязал потуже свой поясной платок.

Но надо прямо сказать, что при слове "дивы", Алдар Куса вздропнул и тихонько посмотрел во все стороны, потому что на самом деле он вовсе не отличался смелостью.

На другой день Алдар Куса решил проведать свою замужнюю сестру. Взял он крынку кислого молока и пошёл через горы. На дороге Алдар Куса увидел в пыли верёвку.

"Дай-ка я тебя прихвачу, пригодишься в дороге", — подумал он.

Алдар Куса и купец

Категория Узбекские сказки

Алдар Куса и купец

Ехал один купец с караваном и хвастался своим спутникам:

— Конечно, Алдар Куса может всех обмануть, но только не меня. Алдар Куса умеет обманывать только глупцов.

Вдруг смотрит, а навстречу идёт по дороге Алдар Куса.

— Здравствуйте, — говорит Алдар Куса, — доброго пути вам желаю.

Апанди и падишах

Категория Узбекские сказки

Апанди и падишахВ далёкие времена, когда визирем был когтистый тигр, а ясаулом зубастый волк, однажды в суровую зиму на улицах Бухары затрубили трубы, забили барабаны.

Глашатаи кричали:

— Имеющие уши да не говорят, что не слышали. Великий падишах объявляет: кто из подданных голый проведёт на крыше дворца сегодняшнюю ночь, того падишах сделает своим зятем и отдаст ему половину благословенного царства.

Услышал призыв глашатаев Насреддин Апанди и подумал:

«Живу я голодно и холодно. Пойду я на крышу падишахского дворца, проведу ночь на морозе. Или найду смерть от холода, или добуду своё счастье».

Апанди пошёл во дворец.

— О обладатель могущества, я согласен голый ночевать на крыше дворца.

Ах и Ох (притча о Ходжа Насреддин)

Категория Узбекские сказки

akh-i-okh-hodzha-nasreddinОднажды шел Ходжа Насреддин по базару и встретил своего земляка. Тот чуть не плакал.

Насреддин подошел к нему с вопросом, отчего он так печален. И тогда бедняга рассказал Ходже, что нанялся работать к богатому купцу. Трудился у него честно и усердно, а когда пришла пора расплачиваться за работу, хозяин велел ему поймать и наказать ветер, который сбил с его любимого дерева все персики. Когда выполнишь эту задачу, сказал, тогда и заплачу тебе. Не смог слуга поймать легкий ветерок… Так и ушел без денег.

Бадал-богатырь

Категория Узбекские сказки

Бадал-богатырь

Едва у дедушкиной кобылицы Лали появлялся на свет жеребенок, как в ту же ночь он исчезал. Так пропали жеребята "Золотой конь" и "Серебряный конь".

Когда должен был появиться жеребенок "Вороной конь", дедушка позвал своего внука Бадала и сказал ему:

- Иди в конюшню и карауль всю ночь.

Чтобы не заснуть, Бадал порезал палец и посыпал ранку солью. Хоть и ссаднило палец, но все же сон оказался сильнее, и Бадал заснул.

Бай и батрак

Категория Узбекские сказки

Бай и батрак

В давние времена жила бедная вдова. Была она уже преклонных лет, а три сына ее - Ярмат, Шарип и Алдар - только подросли и еще никакому ремеслу не обучились.

Трудно приходилось старушке. Порой дома даже и куска хлеба нельзя было найти, хотя она от восхода и до захода солнца пряла пряжу и продавала ее в базарные дни ткачам.

Стала плохо видеть вдова, не могла больше прясть. Позвала тогда она старшего сына Ярмата и сказала:

- Сын мой, я слепну, а ты уже почти взрослый. Теперь твой черед кормить семью. Иди-ка поработай.

Бай и казий

Категория Узбекские сказки

 Бай и казий

Было ли то не было, только недалеко от Заамина жил один бай. Работал у него молодой батрак.

Однажды бай из-за пустяка изругал батрака. Тот обиделся и ушёл от хозяина.

Бай не отдал батраку заработанных денег. Тогда он пошёл к казию (судье).

- Ты что? С жалобой? - спросил казий.

- Жалоба-то у меня есть, казий, только скажу её вам с глазу на глаз.

Бей, дубинка

Категория Узбекские сказки

Бей, дубинкаДавно-давно жил один старик-охотник со своей женой-старушкой.

Однажды поставил старик силок и сел караулить. Смотрит — в силок попал большой аист.

Подбежал старик и стал вытаскивать аиста. Вдруг аист заговорил человечьим голосом:

— Отпусти меня, старик. Я у аистов вожак. Отпусти меня — дам тебе все, что ты ни пожелаешь. Мой дом — вон за теми горами. Кого ни спросишь, где дом аиста — всякий тебе покажет.

Старик отпустил аиста на волю.

Назавтра старик встал с утра пораньше и пошел в путь-дорогу — к аисту за подарком. Шел он мало ли много ли, стороной ли дорогой ли, шел, шел — и дошел до места, где паслись бараны.

— Чьи это бараны? — спросил старик у пастуха. — Это бараны аиста,— ответил пастух.

Бозбала

Категория Узбекские сказки

Было ли, не было, сыто ли, голодно, когда волк был визирем, лис - караульщиком, ворон - знахарем, а воробей - ябедником, жил уважаемый всеми человек.

Не было у него сына. День и ночь горевал он: плохо пил, плохо ел, ещё хуже спал.

Много лет прошло и, наконец, жена родила ему сына, да такого красавчика, что только ясный месяц с ним мог сравниться. На радостях счастливый отец устроил большой пир. На пиру том народ веселился две ночи и два дня. По желанию родовых старейшин новорождённого назвали Бозбала.

Произведения разбиты на страницы



Фольклор народов, издавна живущих на территории Узбекистана, запоминается своей яркостью и самобытностью. Он насчитывает много веков и тесно связан с фольклором других народов средней азии. Подавляющая часть узбекской литературы существовала в устной форме и, естественно, в неё привносились свои элементы относительно этнических и культурных особенностей народа.

Узбекские народные сказки вобрали в себя большое разнообразие жанров: волшебные, смешные, поговорки и пословицы, остроумные анекдоты, душевные песни. Народы, жившие на этой территории, еще 20 веков тому назад имели богатый фольклор, элементы которого можно заметить читая узбекские сказки даже сегодня. Многие из нас могут вспомнить остроумного Насреддин Афанди, разоблачающего власть и духовенство или героя эпоса – Афрасиаба.