Помогите сочинить сказку. Способ 3-ий

Категория Как сочинить сказку

3. «Креативная визуализация» - Способ третий

 Усаживайтесь в уютное кресло или на комфортный стул, расслабьтесь. Из 10 записанных ранее слов возьмите то, которое чем-то значимо для вас, разжигает интерес, «цепляет» или «трогает», которое достает из вашего сознания целую цепочку ассоциаций. Вы можете сделать его темой вашей истории или ее героем. Прикройте веки и вообразите сцену и на ней образ взятого вами слова. Всмотритесь, изучите каждую деталь.

Теперь откройте глаза и «изобразите» письменно то, что увидели. Зачин уже есть. А сейчас подумайте, что перевернуло бы эту сцену, вызвало бы крутые перемены. Это станет точкой напряжения, требующей разрядки, кульминацией. Вы уже многое сделали и теперь совсем просто соединить пришедшие образы, картинки и написать сказку. Теперь вы просто наблюдаете, как герои и сцены обретают самостоятельную жизнь: сказка удалась. Сейчас может появиться взволнованность или покой, счастье, вдохновение или же чувство пустоты. Любое из пришедших чувств естественно, позвольте себе ощущать то, что есть. Побудьте с этим. Вы сейчас в центре лабиринта, в точке соединения со своим глубинным Я. Пока Перо блуждало по кривым сценария, шла мощнейшая трансформация вашего сознания через проводника бессознательного – метафору.

Прислушайтесь к себе, возможно вам захочется просто побыть с этим опытом, не анализируя написанное, а, может быть, по прошествии некоторого времени вы разберете значение сказки и осмыслите сигналы подсознания. Главное при этом быть чутким и аккуратным, прикасаться к сказке как к цветку на рассвете, чтобы не стряхнуть росу. Ведь автор сейчас – ребенок, он полностью открыт, мы видим самое глубинное и сокровенное. И проводя психологическую интерпретацию, мы действуем безоценочно, с любовью и уважением. И никакой редактор-эксперт не вправе сейчас указать, что в сказке плохо, а что хорошо. Все есть то, что есть. Человек обнажен и вывернут на изнанку. Прежде всего обратите внимание внутрь себя, ведь интерпретатор всегда соавтор. Что вас «зацепило», что откликается, чему есть резонанс? Теперь стук этого сердца отдается эхом в вашей груди. Есть контакт. Можно приступать к анализу.

 Важно учесть главные элементы сказки:

1. Основная тема

“О чем эта сказка?” — какова ее тема, идея. Возможно, о любви, об исканиях, о предательстве, о спасении, о разочаровании, просто о жизни. Важно здесь разграничивать те ответы, которые приходят к нам и то, что вложил автор. Его можно спросить: «Что это для тебя?» И мы услышим, какие чувства, мысли, желания для него сейчас актуальны.

“Чему учит сказка?” — какова ее мораль, к каким выводам она приводит и что представляет ценность для автора, имеет для него смысл и значение.

2. Линия главного героя

При написании сказки срабатывает принцип идентификации, автор неосознанно отождествляет себя с главным героем. И характеристика главного героя необходима, чтобы понять индивидуальность автора. Конечно, мы видим глав­ного героя единым, но, анализируя, рассмотрим детали:

-  отношение главного героя к себе;

-          мотивы поступков героя;

-          способы преодоления главным героем трудностей;

-          восприятие окружающего мира и отношение к нему;

-          способы достижения цели, как индивидуальный путь к успеху.

Соединив эти кадры, мы получим сценарий, по которому живет автор или хотел бы жить. Если в сказке есть несколько героев, необходимо определить, с кем соотностит себя автор. Особенности характера и способностей, потребности, убеждения, мотивы поведения и мировоззрение героя ярко демонстрируют направленность личности автора.

 Важно, чтобы действия и поступки главного героя были соответствующими стимулам – ситуациям, другим персонажам - реакциями.  Что покажет, насколько он адекватен в своих действиях и насколько уравновешено его «Я». Обратите внимание, что использует автор, когда пишет портрет главного героя - какие эпитеты, прилагательные, метафоры. Вы поймете, как он относится к себе. Что движет к действию главного героя? Вероятно, это мо­тиваторы автора, как реальные, так и потенциальные или скрытые. Герой в сказке, как правило, проходит через испытания и то, как он меняется, отражает вехи его развития и трансформацию. Запуском этого процесса может стать само написание сказки.

Большое значение имеют способы, которые помогают героям достигать результатов и получать признание: комфорность, уступчивость, решительность, упорность, обман, кооперация, жертвенность, ответственность, беспомощность, лидирование, безжалостность или благородство... Способы, которые представляют систему ценностей автора и его паттерн успешного поведения.

3. Образы и символы

В сказках, как и в сновидениях, образы и символы могут выступать архетипом, проявлять коллективное бессознательное. Мы можем сочинить сказку про Бабу Ягу или сочинить сказку о животных и даже не догадываться, что это отклик древних представлений человека. Но необходимо помнить и об индивидуальности автора и, прежде всего, задать вопрос: «Что это для тебя?»

4. Оригинальность сюжета

Ну вот. Теперь мы знаем все законы и принципы создания обычной сказки. Помогите сочинить необычную сказку. Откуда же теперь взяться оригинальности сюжета? Из глубины души. Настоящая сказка «вынашивается» поисками, вопросами, экспериментами и опытами и рождается тогда, когда «не могу молчать», «не могу не написать». Дитя ли или старик делится этим – будет услышано, будет воспринято. Потому что от души к душе. И будет ново. Потому что каждая выраженная душа уникальна.

Сказка заурядна? Так может человек и по жизни идет широкой протоптанной тропой. Не своей. А как только станет на свою, пустится в исследования и приключения, так и сюжет обретет оригинальность. И человек обновится.

Мы изучили «Грамматику фантазии» и перед тем, как захлопнуть мудрую книгу, я открою вам самый главный секрет. Критическое рассмотрение сказки оставляйте на потом, если оно вообще понадобится. Открывайте душу, входите в резонанс, внимайте этой глубине, будьте с этим опытом. Ведь сказка живая.

. 


Комментарии: