Школа клоунов

Категория Эдуард Успенский

ПЯТЫЙ ДЕНЬ ЗАНЯТИЙ

На другой день дядя Шакир рассказывал:

— Стою я на посту. Держу оружие. Одним глазом посматриваю. Выдыруг…

— Что выдыруг? — закричали клоуны.

— …Вдруг появилась какая-то темная сила. И запихнула меня в кровать.

Все стали спрашивать, откуда появилась эта темная сила. А Наташа спросила:

— А откуда появилась кровать?

— Не знаю, — ответил дядя Шакир. — Кажется, я ее сам принес. Я был как загыпнытизированный.

И он рассказал все с подробностями.

…Он, как загипнотизированный, лежал в кровати и в разные стороны прицеливался. Он был очень отважный. Но все же злая сила окутала его и погрузила в сон. Он потерял сознание.

Потом под ним словно мина взорвалась. Его так и швырнуло в сторону вместе с раскладушкой. А сверху или снизу на него Полкан упал.

Очнулся дядя Шакир — кругом враги. Он и давай стрелять. Что было сил.

Тут клоун Саня подхватил его героический рассказ:

— Я слышу — ночью стреляют. Я подумал — охоту открыли. Высунулся — смотрю, дядя Шакир из ружья палит. Полкан кричит. Вдали какие-то люди скрываются. Один толстый, другой высокий, третий зеленый. Потом все стихло. Я обратно и засунулся.

— Это наши люди, — сказал Помидоров. — Завхозы. Дынин, Грушин и сам Тараканов. Я их сразу узнал. По высоте, толстоте и зелености.

— А что же ты, Саня, за ними не погнался? — спросила Наташа.

— Я в темноте чьи-то туфли надел. На высоком каблуке. В них не разбегаешься.

Ирина Вадимовна поблагодарила дядю Шакира за верную службу. И разрешила ему два дня отдыхать.

Дядя Шакир решил за эти два дня отдыха подновить школьный забор. Всякие качели-песочницы. И вообще поработать как следует.

— А кто сегодня будет дежурить на объекте? — спросил товарищ Помидоров.

— Сегодня буду дежурить я! — сказала Василиса Потаповна. — Они не пройдут.

Ирина Вадимовна сказала ей: «Спасибо» и предложила вести занятия. А сама вспрыгнула в свой мотоцикл. И не успела еще оказаться в седле, как верный мотоцикл вынес ее на улицу. Она решила поехать в министерство и разобраться, кто и зачем хотел утащить дядю Шакира.

Министр по обучению и развлечению с радостью встретил ее:

— Как дела? Отросла уже борода у дяди Шакира?

— Нет еще. И нам вообще не до бороды. Самого дядю Шакира чуть не украли.

— Кто?

— Не знаю кто.

Она рассказала про последние события. Про письма и нападения.

— Сегодня тащат дядю Шакира. Завтра выносят Василису Потаповну. А послезавтра — учеников. Так мы и без людей останемся.

Министр сказал:

— Это помещение нам дали временно. Раньше оно принадлежало завхозам. Там хранились веники, метелки и счетные машины. Завхозам стало тесно. Поэтому товарищ Тараканов со своими товарищами и старается вас выжить.

— Боюсь, они перестараются…

— Верно, этот Тараканов большой энтузиаст. Напористый он очень. Вам надо продержаться. Скоро им построят новое здание.

— Будем держаться.

Ирина Вадимовна завела мотоцикл. Тут министр окликнул ее из окошка:

— Вот вам подарок для дяди Шакира. Париковая борода. Сейчас это модно… Среди интеллигенции.

Василиса Потаповна вела урок:

— Вы уже поняли, что сказки, рассказы…

— Доклады, — добавил Помидоров.

— …доклады состоят из предложений. А предложения состоят из слов.

В класс вошла тетя Фекла с банкой.

— У вас какое предложение? — спросила воспитательница.

— У меня предложение всем выпить рыбий жир. Дети, ешьте рыбий жир.

— Это очень хорошее предложение. Из скольких слов оно состоит?

— Из трех, — сказала Наташа — Из ДЕТИ, из ЕШЬТЕ и из РЫБИЙ ЖИР.

— В чем она ошибается? — спросила Василиса Потаповна.

— В том, что мы не дети, — сказал Помидоров.

— В том, что рыбий жир надо не есть, а пить, — сказал Шура.

— Нет. Ошибка в том, что РЫБИЙ ЖИР — это два слова. Одно слово РЫБИЙ. Второе — ЖИР.

Дверь распахнулась, и вошел тощий гражданин с бородой. Он закричал:

— Из скольких слов состоит предложение БОРОДАТЫЙ ДЯДЯ?

И сам же ответил:

— Из двух. Из ДЯДИ и БОРОДЫ.

Гражданин снял бороду, и все увидели тоненькую Ирину Вадимовну.

Она и повела урок.

— Сейчас я вам дам слова СПОРТСМЕН, ТЕЛЕГА, ЧИТАЕТ, ВЕЗЕТ, ЛОШАДЬ, ГАЗЕТА. А вы сделайте из них несколько предложений.

Первым сообразил товарищ Помидоров. Он встал, как на собрании, и сказал:

— Прошу слова.

— Пожалуйста.

— СПОРТСМЕН ЧИТАЕТ ГАЗЕТУ, ЛОШАДЬ ВЕЗЕТ ТЕЛЕГУ.

— Отлично.

— А можно так! — закричала Наташа. — ЛОШАДЬ ЧИТАЕТ ГАЗЕТУ. СПОРТСМЕН ВЕЗЕТ ТЕЛЕГУ.

— У нас в завхозном управлении ТЕЛЕГОЙ называют ругательное письмо, — пояснил Помидоров. — Поэтому можно еще так сказать: СПОРТСМЕН ЧИТАЕТ ТЕЛЕГУ.

Тут фантазия Помидорова разбушевалась, и он закричал:

— СПОРТСМЕН ЧИТАЕТ ЛОШАДЬ!

— А что? — поддержала Ирина Вадимовна. — Представляете — живая газета. Заголовок ВЕЧЕРНЯЯ ЛОШАДЬ. На боках фотографии и статьи.

— Я бы обязательно выписывал такую лошадь, — сказал Саня. — Это очень удобно в сельской местности. Почтальон на ней приехал, мы ее прочитали, и она ушла в соседний поселок.

— Но пока «Вечерняя лошадь» еще не выпускается. И предложение СПОРТСМЕН ЧИТАЕТ ЛОШАДЬ неправильное. Мы взяли слово из одного предложения и поставили в другое. А в предложении должен быть порядок.

— Порядок должен быть не только в предложении, — солидно сказал Помидоров, — но и везде. На транспорте. На работе.

— Я вам сейчас спою песенку про объявления, — сказала Ирина Вадимовна. — В ней говорится о порядке слов в предложении.

Василиса Потаповна села за пианино. А Ирина Вадимовна запела.

ПЕСЕНКА ПРО ОБЪЯВЛЕНИЯ

Известно, объявления

Нужны нам для того,

Чтоб знало население,

Читая объявления:

Что? Где? Когда? И почему?

Зачем? И для кого?

«Нужна детсаду прачка.

Звоните в детский сад».

«Потеряна собачка

По кличке Мармелад».

«Сдается дача летняя

С козой и гаражом».

«В театре будет лекция

Про жизнь за рубежом».

«Нужна телега с лошадью

И грузчики на склад».

«Меняется жилплощадь:

Москва на Ленинград».

«Учитель учит пению

И рисованию».

И «Требуется няня

В хорошую семью».

Наборщик в типографии

Вдруг выронил набор…

Смешались в объявлениях

Слова и предложения,

И в этих ГДЕ? КОГДА? ЗАЧЕМ?

Произошел сыр-бор.

«Нужна детсаду прачка

С телегою на склад».

«Меняется учитель:

Москва на Ленинград».

«Сдается дача летняя

И грузчик с гаражом».

«В театре будет лекция

„Коза за рубежом“».

«Собачка учит пению

И рисованию».

И «Требуется лошадь

В хорошую семью».

Смеялось население,

Читая объявления.

А кто смеяться не умел,

Пришел в недоумение.

Клоуны смеялись. А товарищ Помидоров пришел в недоумение:

— Наверное, ему объявили выговор.

— Кому?

— Наборщику. Чтобы больше не путал.

— Верно, — согласилась Ирина Вадимовна. — Я думаю, еще и премии лишили. И с доски Почета сняли, если он там висел.

— У нас такие не висят! — сказал Помидоров. — У нас висят достойные.

Прозвенел звонок. Занятия окончились.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ к пятому дню занятий

Приложение первое. ЗАГАДОЧНЫЙ РИСУНОК НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Ребята, это комиссия. Она осматривает школу: все ли здесь в порядке, не обижают ли учеников, правильно ли они спят?

Тетя Фекла угощает всех чаем. Попробуйте узнать, кто здесь товарищ Тараканов?


Приложение второе. СТАРШАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА НЕСЕТ НОЧНОЕ ДЕЖУРСТВО

Рассказ для пересказа

— В наш век, когда все нервные, глупо не спать всю ночь! — решила Василиса Потаповна. — Я лягу спать. Пусть не спит моя техническая мысль.

Она принесла раскладушку и одеяло. Потом нашла небольшую железную бочку и установила ее на самом краю крыши. Как раз над крыльцом. К бочке она привязала леску. Другой конец лески протянула к калитке.

Теперь, если какой жулик или завхоз станет открывать калитку, раздастся такой грохот!.. Он поднимет на ноги не только Василису Потаповну, но и всю милицию города. Только потяни калитку на себя.

Воспитательница легла спать. В небе смеялись звезды. Она лежала и вспоминала свою палаточно-вагонную молодость.

А на крыше школы жила одна любопытная ворона. Такая, которая везде суется. Она взяла да и спустилась вниз посмотреть — что это здесь без нее смастерили? Села на веревочку…

Как бочка слетит! Как загрохочет! Как Василиса Потаповна выскочит из раскладушки! Как закричит! Как ворона перепугается — и в обморок!

Героическая воспитательница поняла, в чем дело. Снова установила бочку. И стала делать вороне искусственное дыхание. Кое-как откачала ворону и легла спать.

Тут патруль милицейский прилетел. Узнать, что тут было? Кто у вас по ночам бочками грохочет? Милицию пугает?

Только милиционер калитку на себя потянул, чтобы во двор войти, леска как натянется! Бочка как рухнет! И давай грохотать!

Милиционер на бочку прыгнул и приемами самбо утихомирил. При этом шум стоял такой, что мотоцикл чуть не убежал.

Василиса Потаповна опять из раскладушки выскочила. Видит — все в порядке, кругом милиция…

Они с патрулем бочку на место установили. Порядок… Воспитательница спать легла. А патруль к мотоциклу пошел. Он как калитку толкнет, чтобы выйти, леска как натянется. Как дернет бочку!

Как бочка слетит, и милиционеру под коленки! Как он на нее бросится! Как наддаст!

Тьфу, ты!

Не очень-то в эту ночь Василиса Потаповна отдохнула. Но завхозы из-за этого шума и близко не подошли.



Комментарии:

Читать сказку Школа клоунов Эдуард Успенский онлайн текст