Сказки и стихи Бориса Заходера




Аист

Аист

Азбука

Пусть начинается

С АИСТА —

Он,

Как и азбука,

С «А» начинается!

Антилопа-гну

Антилопа-гну

Взгляну

На АНТИЛОПУ-ГНУ

И потихонечку вздохну:

— Зачем, зачем

Везли в Европу

Такую

Антиантилопу?!!

Бал в мастерской (Из Дъердя Сюди)

Бал в мастерской (Из Дъердя Сюди)

Заиграло

Плясовую

Остроносое сверло,

Да такую

Огневую,

Что само плясать пошло!

Тут и винт

Не удержался:

Закружился в вихре вальса,

А за ним и молоток:

Скок-поскок!

Скок-поскок!

Стружка

Вьется

Влево, вправо —

Извивается вьюном.

Барбосы

Барбосы

В одном селе

Один Барбос

Залаял на луну.

Не так уж сильно этот пес

Нарушил тишину,

Да в это время, как на грех,

Не спал его сосед.

— Эй ты, потише, пустобрех, —

Залаял он в ответ.

И так как он рассержен был

И не был безголос,

То тут со сна заголосил

Еще один Барбос.

И тот соседа разбудил…

Вот тут и началось!..

Бизон

Бизон

Никакого

Нет резона

У себя

Держать БИЗОНА,

Так как это жвачное

Грубое и мрачное!

Большой бразильский муравьед

Большой бразильский муравьед

Большой бразильский муравьед

Большой шутник-затейник:

Шутя съедает на обед

Солидный муравейник.

Все население подряд

Съедает по порядку:

Рабочих муравьев,

Солдат,

Царицу (то есть матку),

Личинок (попросту — детей,

Беспомощных малюток…).

Братишкина рубашка

Братишкина рубашка

Ой, стирала я рубашку,

Силы не жалела:

Брат за три версты уехал

Она все белела!

Буква «Я»

Буква «Я»

Всем известно:

Буква «Я»

В азбуке

Последняя.

А известно ли кому,

Отчего и почему?

— Неизвестно?

— Неизвестно.

— Интересно?

— Интересно! —

Ну, так слушайте рассказ.

Жили в азбуке у нас

Буквы.

Жили, не тужили,

Потому что все дружили,

Где никто не ссорится,

Там и дело спорится.

Букина жалоба

Букина жалоба

Ах, многие считают,

Что Бука — это Бяка,

А это совершенно

Неправильно, однако!

Да, нас нетрудно спутать,

Но в том-то вся и штука,

Что Бяка — это Бяка,

А Бука — это Бука.

Хотя не спорю, всякий

Порою смотрит букой,

Хотя не скрою, всякий

Порой бывает бякой,

Ванька-Встанька

Ванька-Встанька

Ах-ах-ах-ах-ах-ах!

Среди игрушек — паника!

Все куколки в слезах —

Свалился Ванька-Встанька!

Матрешки тащат йод,

Бинты, пакеты с ватой,

А Ванька вдруг встает

С улыбкой плутоватой:

— Поверьте, я живой!

И не нуждаюсь в няньке!

Нам падать не впервой —

На то мы Ваньки-Встаньки!

Произведения разбиты на страницы



Свои стихи Борис Заходер писал, по большей части, для детской аудитории. Он создал целый мир, который увлекает ребенка за собой в особое пространство. Этот мир не только дает ему возможность пережить сюжеты, но и вкладывает в голову светлые мысли и мораль, которую пытался передать Заходер. При этом в произведения вложено некоторое количество русского фольклорного наследия.

Одно из наиболее известных его стихотворений – «Кискино горе» - хорошо это демонстрирует. Дело в том, что в сказках есть очень часто используемый прием – очеловечивание животных. Именно на этом и построено данное произведение. Главная героиня – кошка – тут очеловечена. Она думает и размышляет, как человек, что крайне характерно для сказок. Однако этим все и ограничивается – стихи Бориса Заходера рассказывают о максимально бытовых ситуациях, в которых присутствуют лишь некоторые элементы сказочного. Кроме того, если читать стихи Заходера, то можно заметить, что очень большой пласт его творчества посвящен именно животным – тут и стихотворение «Вредный кот», и вышупомянутое «Кискино горе», и многое другое.

Еще одно знаковое для творчества Заходера произведение – это «Моя Вообразилия». Она, как и другие его веселые стихи, написана для детей, и по факту представляет из себя настоящую авторскую сказку-небылицу. В ней он мечтает о некоей абстрактной стране, в которой исполняются желания, вырастают крылья и говорят животные. В то же время, это стихотворение содержит в себе определенную идею о том, что нужно сохранять фантазию и воображение, развивать его, поскольку при помощи этого инструмента можно создавать огромное количество других миров.

Не стоит забывать и про еще одну сторону творчества этого человека – сказки Заходера, которые он писал не сам, а переводил с других языков – английского, шведского. Именно благодаря нему российские дети познакомились такими персонажами как Мэри Поппинс, Винни-Пух, а также Питер Пэн и многие другие. Помимо непосредственного перевода, эти сказки так же были адаптированы под русского читателя. Именно в этом и заключается долгий труд автора, который, помимо художественного перевода, оставил какие-то свои идеи и мысли внутри этих произведений, не разрушив целостность оригинала.

Каждый ребенок должен познакомиться с произведениями этого автора – особенно сказками, поскольку именно через них у него произойдет прикосновение с западной культурой и литературой. Не помешает и прочесть стихи, чтобы те мысли, которые старался передать автор, дошли до них в самом концентрированном и приятном виде.